воскресенье, 23 июня 2013 г.

Массовые открытые дистанционные курсы: понятие, типология, перспективы

Автор: Бугайчук Константин

Опубликовано в журнале "Высшее образование в России" № 3, 2013  С. 148–155 

(к сожалению от подачи материала, до публикации прошло 4 месяца, статья была подана в декабре 2012 года, поэтому кое-что уже усовершенствовалось и получило развитие, но надеюсь во многом статья осталась актуальной и будет Вам всем полезна)

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ: ИСТОРИЯ, ТИПОЛОГИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Современные тенденции использования сети Интернет в различных отраслях нашей жизни позволяют нам пересмотреть некоторые подходы к профессиональной деятельности человека даже в самых консервативных областях. Одной из таких областей является образование.

Безусловно, что сама идея использования сети Интернет для проведения учебного процесса не нова. Появление сервисов web 2.0 и новая идеология конструирования взаимодействия между людьми в виртуальном пространстве способствовали тому, что все больше учебных заведений, которые работали в области электронного, дистанционного или открытого образования стали переносить часть учебного процесса в сеть или использовать ее возможности для доставки учебного контента или взаимодействия участников.

По мере развития возможностей проведения учебного процесса с использованием Интернет педагоги стали искать новые формы и методы обучения, которые бы максимально отвечали философии функционирования глобальной сети: свобода, массовость, открытость, индивидуальность, коллективное развитие идей, конструирование содержания и т.п. Одной и таких теорий (идей, концепций) стала теория коннективизма, которая в свою очередь стала основой организации и проведения в Интернет массовых открытых дистанционных курсов.

Некоторые вопросы посвященные проблемам массовых открытых дистанционных курсов и теории коннективизма рассматривались в публикациях Кухаренко В.Н. [1, с. 94-96]., Калмыкова А.В. [2, с. 103]., Патаракина Е.Д. [3, с. 113]. Щенников С.А. анализировал вопросы открытых курсов от классического университета в контексте дидактики электронного обучения [4, с. 86].

Стоит отметить, что стремительный рост феномена «массового сетевого обучения», активное участие в этом процессе ведущих высших учебных заведений мира способствовали расширению сферы научных исследований этой проблемы, а термин «массовый открытый дистанционный курс» приобрел несколько иное от первоначального значение в организационном и смысловом аспектах.

Сам термин «массовый открытый дистанционный курс» (Massive Open Online Course − MOOC) предложили два исследователя Брайан Александр и Дэйв Кормье в результате работы над курсом «Сonnectivism & Connective knowledge», который в 2008 году проводили Джордж Сименс и Стивен Доунс. Общее название курсов этого типа образуется из четырех отдельных терминов:

– massive (массовый): для проведения этого курса, как правило, требуется большое количество участников;

– open (открытый): курс является бесплатным и любой человек в любой момент может присоединиться к нему. Как правило, в этих курсах используется открытое программное обеспечение и бесплатные сервисы web 2.0;

– online (дистанционный, тип онлайн) означает, что материалы курса и результаты совместной работы находятся в сети Интернет в открытом для участников доступе;

– course (курс): подразумевается, что он имеет соответствующую структуру, правила работы и общие цели, которые впоследствии для каждого участника могут трансформироваться.

Авторы этой концепции называют коннективизм «теорией обучения в цифровой век». Ключевое положение коннективизма – знание распределено по сетям связей (network of connections), и поэтому обучение заключается в возможности конструировать эти связи и проходить по ним. Чтобы объекты считались связанными, свойство одного объекта должно привести к другому или также стать его свойством. Знание, которые вытекает из таких соединений, считается соединительным знанием (connective knowledge).


Поэтому в коннективизме обучение похоже на рост или развитие личности. Это предполагает педагогику, которая, во-первых, пытается описать «успешные» сети, которые характеризуются разнообразием, автономностью, открытостью и имеют связи (сonnectivity), и во-вторых, пытается описать практики, ведущие к таким сетям – моделирование и демонстрация со стороны учителя и практика с рефлексией со стороны ученика [5].

Одним из основных способов взаимодействия или установления связей с другими участниками в открытых онлайн курсах, является создание и обмен «артефактами понимания». Артефакты – это ресурсы, которые создают сами участники: посты в блогах, вики страницы, диаграммы, ментальные карты, конспекты, подкасты или видео.

Эти артефакты отражают попытки участников осмыслить курс с их личной позиции, точки зрения. Внутри открытых онлайн курсов образуются подсети из участников с различным уровнем знаний, эти подсети перекрываются между собой, новички движутся в подсети экспертов, и это движение играет важную роль в таких курсах. Благодаря практике производства и обмена «артефактами понимания», каждый участник играет одновременно и роль учащегося, и роль учителя. Отдельно взятый артефакт можно рассматривать как снимок участка сети из связей между понятиями и идеями, которые автор смог установить в ходе изучения темы курса. Это фактически сеть, которую он построил в своем сознании и представил на суд других участников.


Основные принципы построения таких курсов и участия в них сводятся к таким идеям: 

– большое количество участников. Эти курсы соответствуют современным сдвигам в сторону сетевого обучения. Джордж Сименс и Стивен Доунс, отмечают: «Обучение сейчас происходит через сообщества практиков и персональные сети» [5];

– на массовый открытый дистанционный курс всегда открыта регистрация, независимо от времени его начала и завершения;

– наибольшая активность участников курса происходит за пределами основного сайта, на других узлах сети, например, в личных блогах, других веб-сайтах, социальных сетях, видео-хостингах;

– после окончания курса информация остается в сети Интернет и продолжает распространяться и дополняться его участниками;

– роли преподавателя и слушателя в этих курсах почти стираются. Преподаватель выступает скорее коллегой или посредником. Он в основном выполняет функции ориентации слушателей, оказания им технической помощи, статистической обработки, фильтрации (или выбора) информации;

– существует несколько видов участия в курсе: активный участник, участник нескольких тем (дискуссий) и наблюдатель (читатель). Следует отметить, что чем больше взнос и участие слушателя в курсе, тем больше пользы для других участников и в целом содержания курса;

– для работы в таких курсах слушателю нужно иметь высокий уровень мотивации и самоконтроля;

– участники самостоятельно формируют свои учебные цели и траекторию обучения [6].

На постсоветском пространстве такие курсы впервые были организованы в Украине автором публикации совместно с профессором НТУ «ХПИ» Кухаренко В.Н. По состоянию на сентябрь 2012 года были проведены массовые открытые дистанционные курсы «Социальные сервисы в дистанционном обучении» http://el-ukraine.wikispaces.com и «Дистанционное обучение от А до Я»: http://elaz.wikispaces.com. С октября 2012 года, авторы организовали третий открытый курс «Проектирование e-learning»[1]: http://de-l.wikispaces.com

Приведем некоторые данные по открытому дистанционному курсу «Дистанционное обучение от А до Я»:
  • зарегистрировалось на основном сайте (регистрация была не обязательной) – 35 человек; 
  • уникальные посетители сайта – 976 человек; 
  • общее количество просмотров ресурсов курса – 16560; 
  • количество стран – 41; 
  • количество городов – 199; 
  • количество проведенных вебинаров – 29.
В качестве зарубежных примеров таких курсов можно отметить курсы «Personal Learning Environments Networks and Knowledge»: http://connect.downes.ca/index.html, «MobiMOOC»: https://mobimooc.wikispaces.com, «Change MOOC»: http://change.mooc.ca

После успеха такого подхода к массовому обучению многие исследователи и учебные заведения стали проводить подобные курсы. Однако стоит заметить, что не все из них разделяли идеи о персональной цели в курсе и субъективной оценке своих достижений. Некоторые практики посчитали, что, все таки, у курса должны быть формы оценки достижений учащихся, другие пошли дальше и предложили идею о том, что программа курсов, должна формироваться экспертами, а некоторые идеи MOOC вполне применимы в университетском образовании [7]. Однако основные принципы организации MOOC: открытость и доступность остались неизменными, поскольку они воплощали идею реализации права любого человека на получение образования.

В итоге, различные педагогические подходы к массовому обучению в сети трансформировались в следующую типологию массовых открытых дистанционных курсов: cMOOC, task-based MOOC, xMOOC [8]. В этой типологии коннективистские курсы стали называться cMOOC (connectiveMOOC).

Task-based MOOCs (курсы основанные на задачах). В них предполагается, что учащийся выполнит определенные задания. Причем он может выполнять их различными способами, и они могут иметь разные внешние выражения (статья, видео, аудио). В таких курсах возможно совместное решение определенных задач, создание проектов и т.д. Сообщество в этих курсах имеет решающее значение, особенно для примеров деятельности и помощи, но это вторично. Педагогика task-based MOOCs, это, как правило, сочетание инструктивизма и конструктивизма [9].

Одним из примеров таких курсов является проект ds106 «Цифровой рассказ историй» - http://ds106.us. Как говорят основатели проекта: «Цифровой рассказ историй» это использование новых цифровых инструментов, чтобы помочь обычным людям сказать свои «правдивые истории» в убедительной и эмоционально привлекательной форме. Эти истории обычно принимают форму относительно коротких рассказов (менее 8 минут) и могут включать в себя интерактивность. Т.е. это открытый курс, куда может присоединиться каждый для создания своей истории. Он может использовать различные инструменты, попросить у участников сообщества помощи, в любой момент можно выйти. Оны можете выбрать тему из предложенных руководителями курса, а можно, например, в 10 утра посмотреть в твиттере тему дня и на ее основе сделать свой продукт. Хотя стоит заметить, что доля таких курсов пока очень мала.

Другие MOOC (хMOOC) – открытые курсы больших международных университетов. Они основаны на институциональной модели учебного процесса: разработка содержания курса ведется профессиональными преподавателями и экспертами в некой предметной области, представляется четкий график учебного процесса, в курсе содержатся конкретные задания, предусмотрена аттестация участников. Записаться на эти курсы может любой человек независимо от места нахождения, навыков работы в сети, социального статуса и возраста. Такие курсы предлагают проекты «Coursera» (https://www.coursera.org), «Udacity» (http://www.udacity.com), «EDx» (https://www.edx.org).

Coursera – это образовательный проект основанный профессорами Стэндфордского университета Эндрю Нг и Дафной Коллер. Авторами дистанционных курсов в этом проекте являются преподаватели ведущих западных университетов. Как указано авторами ресурса, в настоящее время в программе участвуют представители 33 университетов, в том числе Принстонский университет, Стэндфордский университет, Университет Джонса Хопкинса, Калифорнийский технологический институт, Эдинбургский университет, Университет Торонто и Пенсильванский университет. Это значит, что указанные учебные заведения разрабатывают свои учебные курсы, выкладывают их на платформу Coursera и предлагают пройти их курсы всем желающим. Количество запланированных дистанционных курсов на ноябрь 2012 года составляет 204.

Coursera, в отличие от проекта Udacity, о котором речь пойдет ниже, не ограничивает тематику курсов одним направлением, предоставляя более открытое пространство взаимодействия студентов и педагогов. Среди курсов можно назвать следующие: теория игр, вероятностные модели, криптография, проектирование и анализ алгоритмов, программное обеспечение как услуга, проектирование «зеленых» зданий, теория информации, анатомия и компьютерная безопасность, проблемы социологии и электронного обучения. Все курсы в данный момент разделены на 20 категорий, среди которых отметим: биологию, экономику, математику, компьютерные науки и т.д.

Каждый предмет имеет свою продолжительность, но структура подачи материала у всех схожая: серия лекций по 8–15 минут, еженедельные тесты, практические задания и финальный экзамен. На сайте всегда можно найти дополнительные материалы для углубленного изучения. Есть форум, где можно пообщаться с другими слушателями. Принципы компоновки материалов курса и их изложение зависят, конечно, от преподавателей и возможностей конкретного учебного заведения. В проект было вложено $16 млн. и по состоянию на май 2012 года на его курсы произошло более миллиона зачислений. Стоимость разработки цифровых материалов для одного курса оценивается в $15-30 тысяч. Платформа способна обеспечивать порядка 50 тысяч обучающихся на каждом курсе.

Udacity это частная образовательная организация, основанная Себастьяном Траном, Дэвидом Ставенсом и Майклом Сокольски. В октябре 2011 года два профессора Стэнфордского университета Себастьян Тран (Sebastian Thrun) и Питер Норвиг (Peter Norvig) сделали свой курс «Введение в Искусственный интеллект» (Introduction to Artificial Intelligence) доступным для прохождения любым человеком в мире. Естественно, что этот курс был не для новичков, а для участия в нем требовались определенные умения и навыки в области программирования. Однако на этот курс записалось 160000 человек, а до последнего экзамена дошли 20000 (сайт курса: https://www.ai-class.com). Эта инициатива положила начало проекту Udacity.

Об основании Udacity было объявлено в 2012 году на конференции «Digital Life Design». Udacity специализируется преимущественно на компьютерных науках. Уже сегодня доступно два курса по построению поисковых систем и созданию роботизированного автомобиля. Среди курсов, которые скоро появятся на сайте, − теория алгоритмов, операционные системы, компьютерные сети, распределенные системы, компьютерная безопасность, алгоритмы и структуры данных, практика программной инженерии и разработка веб-приложений. Следует отметить, что Udacity создает свои курсы «с нуля», с учетом особенностей их прохождения через Интернет, в результате чего они тщательно обработанным и имеют четкую практическую направленность. В то же время, выбор курсов небольшой и все они относятся к компьютерным наукам.

В Coursera сделали акцент на другом – адаптации существующих курсов ведущих университетов мира в исходной среде. Это гораздо проще, чем создание материала «с нуля». В результате перечень курсов значительно больше и включает не только компьютерные науки, но и экономику, биологию, медицину о чем уже упоминалось. Курсы на Udacity и Coursera – отличаются от других, таких как, например MIT Opencoursware, тем, что представляют собой не просто подборку видеолекций и документов, а содержат целый комплекс взаимосвязанных компонентов.

На фоне реализации идей xMOOC начали происходить изменения и в структуре некоторых университетов, которые занимаются вопросом массового онлайн обучения. Так, летом 2012 года профессор компьютерных наук Джон Митчелл стал проректором Стенфордского университета по онлайн обучению. Это весомое подтверждение того, что ведущие ВУЗы США воспринимают онлайн обучение серьёзно. Кроме того, этот университет в сентябре 2012 года открыл две новые площадки по размещению своих онлайн курсов «Class2go» и «Venture Lab». Class2Go – это платформа с открытым исходным кодом разработанная командой инженеров Стэнфорда. На ней будут размещены такие курсы: «Введение в компьютерные сети», «Солнечные батареи и топливные элементы». Venture Lab – платформа, которая разработана преподавателем Стэнфорда Амин Сабери специально для классов, в которых студенты работают в команде. На сегодня на ней размещены курсы «Технология предпринимательства», «Проектирование новой среды обучения», «Финансы».

Новый глобальный проект онлайн обучения EDx также представили Массачусетский технологический институт (МТИ) и Гарвард. Он основан на платформе MITx и будет предлагать онлайн версии своих курсов. Курсы EDx также будут включать в себя видеолекции, встроенное тестирование в режиме реального времени с обратной связью, веб-лаборатории, и т.д. По сообщению сайта проекта, EDx предлагает курсы на бесплатной основе, а платформа проекта имеет открытый исходный код.

Также за умеренную плату можно будет получить официальный сертификат о прохождении курса (правда не от самих университетов, а лишь от EDx). Кроме онлайн-обучения, платформа EDx будет использоваться и студентами ВУЗов-участников как дополнительный и экспериментальный инструмент, а преподаватели смогут улучшать и дополнять курсы на основе обратной связи от огромного количества учеников со всей планеты. Летом 2012 года к EdX присоединился Калифорнийский университет в Беркли.

Список курсов EDx на осень 2012 года:
  • 3.091x: Введение в химию твердого тела;
  • CS50x: Введение в компьютерные науки; 
  • CS169.1x: Программное обеспечение как услуга; 
  • 6.002x: Схемы и электроника; 
  • PH207x: Здоровье в цифрах: Количественные методы в здравоохранении; 
  • CS188.1x: Искусственный интеллект; 
  • 6.00x: Введение в информатику и программирование. 
Вместе с тем отметим, что некоторые исследователи, несмотря на высокую привлекательность xMOOC говорят о том, что они имеют следующие недостатки [10-13]:

- ограниченность в практических заданиях, которые можно предоставлять студентам. Предоставляются только те задания, которые могут быть формализованными и проверяться автоматически. То есть, это задачи, связанные с расчетами, выбором из нескольких вариантов и программированием. Причем из задач на программирование предоставляются только те, решения которых могут быть проверены через автоматическое тестирование;

- ограничение возможностей обратной связи. Поскольку профессора не могут отвечать каждому студенту, частично задача перебрасывается на сообщества и на рейтинговые алгоритмы, которые позволяют выявлять наиболее компетентные ответы, но это ни в коем случае нельзя сравнить с «живым» общением;

- хотя xMOOC проводят аккредитованные учебные заведения, слушатели не получают официальный документ от этих учебных заведений, а только сертификат от соответствующего проекта;

- проблемы идентификации и плагиата. Невозможно проверить действительно за компьютером во время экзамена находится тот же человек, который проходил данный курс. Также невозможно проверить делает студент все сам или консультируется с другими людьми. Профессора, которые ведут xMOOC, уже отмечали идентичность ответов некоторых студентов. Упоминалось также о том, что некоторые студенты регистрируются с нескольких компьютеров, что дает им возможность сдавать задания несколько раз;

- трудности оценки в гуманитарных дисциплинах. В дисциплинах такого рода не всегда возможно давать задания, которые могут быть проверены автоматическими системами. Создатели Coursera все же нашли следующий выход: у каждого участника курса есть несколько студентов, чьи работы он комментирует и выставляет оценки (то есть слушатели курсов оценивают друг друга). Соответственно, каждый слушатель получает пять (на самом деле больше или меньше) развернутых комментариев (оценок) на свою работу и эти оценки анонимны. Дафна Коллер отметила, что такая система оценки оправдывает себя, так как преподаватели тоже выборочно проверяли работы студентов и их оценки принципиально не отличались от тех, которые слушатели выставили своим коллегам по курсу [14].


В свою очередь для cMOOC определяют следующие ограничения и недостатки: 
  • избыточность информации. Первоначально слушателю курса сложно сориентироваться в большом количестве информации, что снижает его мотивацию; 
  • учитывая факт, что у каждого участника cMOOC своя цель, невозможно объективно оценить  достижения каждого участника, это делает он сам; 
  • для участия в этих курсах необходима развитая персональная учебная сеть и высокий уровень владения сервисами web 2.0, что есть не у каждого слушателя; 
  • отсутствие контроля со стороны организаторов курса не способствует концентрации участника на активной деятельности в курсе [6]. 
Какие же на наш взгляд перспективы у различных видов массовых открытых дистанционных курсов? Несмотря на критическое восприятие, некоторые недостатки этих курсов со временем будут устранены. Так, отсутствие формальной аккредитации в xMOOC уже нивелируется тем, что некоторые ВУЗы будут признавать их прохождение. Так, например, университет штата Колорадо объявил, что засчитает кредиты студентам, которые успешно завершили курс Udacity «Введение в компьютерные науки: Создание поисковой системы». EDx в сентябре 2012 года объявил о заключении соглашения с «Pearson VUE», что позволит предложить учащимся опцию сдачи заключительного экзамена в присутствии наблюдателя в специальном центре тестирования. «Слушатели наших онлайн-курсов, желающие иметь возможность предоставить потенциальным работодателям сертификат, подтвержденный независимым наблюдателем, могут теперь сдать экзамен в специальном тестовом центре», - отметил президент EDx [15-16].

Открытость как хMOOC позволит привлечь в университеты дополнительных слушателей, кроме того, возможно засчитывание кредитов этих курсов в реальных учебных заведениях по всему миру. Базы данных участников Coursera и Udacity в будущем планируется использовать для бизнес целей. Одна из них – это продажа статистики успеваемости рекрутинговым агентствам. Udacity уже провели эксперимент, пригласив составить резюме 1000 своих наиболее успешных студентов, что в перспективе даст возможность наиболее талантливым участникам найти себе работу по специальности.

В свою очередь популярность cMOOC уже позволила сформировать в сети устойчивые сообщества практиков по многим направлениям деятельности. Участие автора в открытом курсе mobiMOOC12 позволяет сделать вывод, что многие его участники уже участвовали в подобных курсах, знакомы между собой и даже реализуют международные проекты в области дистанционного обучения. Большое количество cMOOC также создаст (и уже реально создает) условия для повышения квалификации в области электронного обучения. Помимо этого, много участников таких курсов подходят к вопросам их организации и проведения с критической точки зрения, поэтому можно ожидать большое количество фундаментальных и прикладных научных исследований этого феномена в разных его аспектах: педагогическом, техническом, философском, социальном.


Основываясь на проведенном анализе, можно сделать несколько выводов.

1. Феномен распространения массового онлайн обучения обязан инициативам педагогов со всего мира, в который закладываются принципы открытости информации, доступности образования, равенства участников учебного процесса, интернационализации образовательных систем.

2. Создание ведущими университетами мира открытых дистанционных курсов позволяет наряду с реализацией вышеуказанных принципов привлекать в свои университеты дополнительных слушателей, стимулировать профессиональное развитие профессорско-преподавательского состава, а также помочь выпускникам получить работу по избранной специальности.

3. Хотя коннективистские MOOC рассчитаны на более опытных и мотивированных пользователей и не повторяют институциональную модель xMOOC, тем не менее, они помогают участникам расширить круг профессиональных интересов, вовлекают их в совместные проекты, формируют устойчивые сообщества практиков, способствуют повышению квалификации участников. Такие курсы, конечно, следует проводить для опытных пользователей сети Интернет, отсюда можно предполагать более качественный состав их участников.

4. Модели xMOOC по нашему мнению вполне применимы в деятельности высших учебных заведений России и Украины. Конечно, их производство потребует определенных затрат человеческих и материальных ресурсов, но следует не забывать о положительных моментах этих проектов:

– выход ВУЗа на международный уровень, что предполагает оценку деятельности профессорско-преподавательского состава со стороны мировых экспертов;

– интеграция информационно-образовательной среды ВУЗа в международное образовательное пространство;

– возможность информирования широких слоев населения об условиях обучения в ВУЗе, особенностях организации учебного процесса, что в перспективе даст приток дополнительных абитуриентов и т.д.

5. Модели cMOOC вполне применимы в рамках повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений, как отдельным модулем программы, так и отдельным факультативным курсом. Являясь, на данный момент, «высшей точкой» современного сетевого обучения такие курсы могут дать толчок к формированию внутривузовских профессиональных сетевых сообществ, а также расширению международных контактов преподавателей высших учебных заведений.

Список литературы: 

1. Кухаренко. В.Н. Инновации в e-Learning: массовый открытый дистанционный курс // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 93–99

2. Калмыков А.В. Профессиональная социализация в e-Learning // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 99–105

3. Патаракин Е.Д. Открытая образовательная сеть как «паутина соучастия» // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 111–119

4. Щенников С.А. Дидактика электронного обучения // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 83–90

5. Downes Stephen Connectivism and Connective Knowledge. 2011 URL: http://www.downes.ca/post/54540 (дата обращения 18.10.2012 )

6. Бугайчук К.Л. Масовий відкритий дистанційний курс: поняття, особливості проведення та перспективи використання в навчальному процесі системи МВС // Інформаційні технології і засоби навчання. 2011. № 6 (26). URL: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/551 (дата обращения 18.10.2012 )

7. Devlin Keith Why MOOCs Look Unprofessional: MOOC planning – Part 4. 2012. URL: http://mooctalk.org/2012/08/17/mooc-planning-part-4/ (дата обращения 17.10.2012 )

8. Lisa M. Lane Three Kinds of MOOCs. 2012 URL: http://lisahistory.net/wordpress/2012/08/three-kinds-of-moocs/ (дата обращения 20.10.2012 )

9. Massive Open Online Courses beginning to have significant impact on higher education. URL: http://www.csesoftware.com/massive-open-online-courses-beginning-to-have-significant-impact-on-higher-education/

10. Jeffrey R. Young Dozens of Plagiarism Incidents Are Reported in Coursera's Free Online Courses. 2012. URL http://chronicle.com/article/Dozens-of-Plagiarism-Incidents/133697 (дата обращения 30.10.2012 )

11. Doug Holton What’s the «problem» with MOOCs? 2012. URL: http://edtechdev.wordpress.com/2012/05/04/whats-the-problem-with-moocs (дата обращения 18.10.2012 )

12. Jonathan Marks Who’s Afraid of the Big Bad Disruption? 2012. URL: http://www.insidehighered.com/views/2012/10/05/why-moocs-wont-replace-traditional-instruction-essay (дата обращения 26.10.2012 )

13. MOOCS: 12 Reasons for universities not to panic. 2012. URL: http://registrarism.wordpress.com/2012/10/08/moocs-12-reasons-for-universities-not-to-panic/ (дата обращения 30.10.2012 )

14. Daphne Koller: What we're learning from online education. 2012. URL: http://www.ted.com/talks/daphne_koller_what_we_re_learning_from_online_education.html (дата обращения 31.10.2012 )

15. Udacity in partnership with Pearson VUE announces testing centers. 2012. URL: http://udacity.blogspot.com/2012/06/udacity-in-partnership-with-pearson-vue.html (дата обращения 24.10.2012 )

16. Sean Coughlan Harvard and MIT online courses get «real world» exams. 2012. URL: http://www.bbc.co.uk/news/education-19505776 (дата обращения 16.10.2012 )

Комментариев нет:

Отправить комментарий