вторник, 17 декабря 2013 г.

Меняет ли интернет обучение?

Автор: Елена Тихомирова
 
В субботу выступала на конференции в Киеве и говорила про условия, при которых электронное обучение будет работать. Самое главное условие - мы, разработчики, методисты, создатели курсов, должны постоянно помнить, что мы делаем не просто некоторый материал в электронном виде. Мы учим людей. И это совсем не про технологии. Это про то, как нам обучить людей на расстоянии или без их физического присутствия. У нас есть некоторый инструмент, которым мы можем воспользоваться для решения некоторой задачи. Но этот инструмент нужно использовать правильно.



 Несколько лет назад один из e-learning-блоггеров США написал короткий пост про то, что начал читать книгу Николаса Карра и стал сомневаться, что через e-learning можно кого-то чему-то научить. Естественно, я эту книгу купила буквально через 5 кликов, еще через пару недель прочитала. Сегодня увидела публикацию, в которой есть краткий обзор этой книги и статьи того же автора. И снова думаю о самом главном - как можно людей учить в Интернете? Да и можно ли вообще?!

Многочисленные исследования говорят о том, что человек, который "живет в сети", имеет концентрацию ниже, быстрее отвлекается, менее глубоко погружается в смысл прочитанного. Мы привыкаем скроллить страницы, многочисленные ленты социальных сетей. Если последить за собой, то становится заметно, что из прочитанного в ленте Facebook может быть только 5% информации остается и запоминается. Только то, что действительно "цепляет".

Мы привыкли пробегать глазами по большому количеству информации, сканировать ее, выбирать только основное и то, что автоматически привлекает наше внимание. Именно поэтому среди рекомендаций по оформлению текстов в электронных учебниках - списки, редкое выделение жирным, использование продуманного цветогого кодирования, ровная и ритмичная верстка. Иначе взгляд вообще ничего не останавливает и пользователь быстро теряет концентрацию.

Большой объем информации, необходимость фильтрации, отсутствие у мозга возможности обработать все (она может и придет, но это точно будет не при моей жизни, процесс слишком длительный). В итоге изменения в том, что мы вообще запоминаем, насколько можем сконцентироваться на чем-то и глубоко вникать. Кто-то говорит о том, что "я работаю в многозадачном режиме". К сожалению, это большое заблуждение - между каждой задачей происходит пусть и очень малое, но все переключение. Это переключение отнимает ресурсы, и, опять же, пусть и небольшие, но это также потери, скажем так, мощности. И если человек учится, то есть читает/слушает/смотрит/делает, а в этот момент у него звонит телефон или приходит сообщение в скайп, то он неизбежно отвлекается, даже если не отвечает и не читает. Переключение происходит.

Условия работы современного проектировщика обучения и современного преподавателя или тренера сильно изменились:

  • мы работаем с низкой концентрацией слушателей, потому что даже в аудитории у людей есть мобильные телефоны. И пусть они и не пользуются ими в открытую, отправленный во время перерыва твит или фото наверно получают лайки или комменты, и человек об этом тоже думает; 
  • наши слушатели все труднее глубоко погружаются в тему, а нам нужно все больше усилий прикладывать к тому, чтобы глубокое изучение все-таки произошло; 
  • значительное количество ресурсов мозга уходит на переключение внимания и это в свою очередь сокращает количество ресурсов, которые можно использовать на обучение. 
Все это меняет то, как человек учится. А, значит, должно поменять и то, как мы учим, как мы создаем курсы, как мы готовим и проектируем занятия. Оставив все, как есть, мы можем сколько угодно долго говорить, что "слушатели уже не те", но мы не можем остановить очень глубокие и сложные процессы, которые уже запущены. 

Что от нас сегодня требуется? 
  • Мы должны помогать в концентрации: 
    • следить за тем, в какой форме сегодня лучше воспринимается информация (Кстати, на текущий момент это графика и яркие визуальные образы) и подавать информацию так, чтобы ее "ловили"; 
    • сразу показывать практическую пользу, возможность практического применения (особенно при обучении взрослых людей), это быстро привлекает внимание; 
    • писать и говорить очень кратко и очень емко, потому что все лишнее будет только снижать качественное внимание. 
  • Мы должны вовлекать в процесс обучения и делать так, чтобы слушатель был участником процесса, а не просто пассивным наблюдателем. Тогда решение что-то делать и действовать будет сознательным, принятым самостоятельно, а не навязанным. И это тоже будет удерживать внимание. 
  • Разбивать обучение на короткие части - тогда глубокое погружение будет нужно не на длительное время, его удержать проще. И это не будет столь трудоемко, что человек испугается стоящей перед ним большой задачи. 
А еще я уверена и даже уже несколько раз попробовала и на себе и на тех, кого мы учим, что чтение или просмотр большого видео, нужно выводить как отдельную активность, которая делается не за рабочим местом. Пусть это будет электронная книга или распечатанный материал, главное, чтобы от человека не требовалось читать его с экрана монитора, в помещении, где очень трудно глубоко погружаться. Человек сам может выбрать место, в котором ему будет комфортно все изучить. А комфорт в обучении имеет большое значение, когда организм человека помогает в понимании нового. 

Перед каждым новым курсом нужно спросить себя: 
  • Как можно этому научиться? 
  • Как можно этому научить? 
  • В каких условиях будет происходить обучение? Будет ли что-то мешать? 
  • Как помочь в концентрации?
Ответы на вопросы - наша база для создания обучения, которое будет работать. Какой бы не был хороший курс, если он не впишется в реальность и будет выпадать из нее, он не даст того результата, который мы ожидаем. 

И еще раз - мы обучаем людей. Мы не можем это делать, не зная, как они думают, что они чувствуют, почему что-то будет изучено, а что нет. И мы не можем не обращать внимания на факторы, которые определяют образ мышления человека. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий