среда, 15 октября 2014 г.

Техническое задание на разработку электронного учебного курса

Автор: Елена Ходак

Виртуальное образовательное пространство, электронный корпоративный университет, корпоративный учебный портал: эти и прочие термины описывают различные аспекты электронного (или дистанционного) обучения и объединяют различные элементы, которые можно назвать модным словом: e-learning.
Технологии электронного обучения уже не воспринимаются как нечто совершенно непонятное и недоступное, однако при их использовании возникает множество вопросов. Один из них, и, наверное, самый важный – как сделать электронный курс, и не просто электронный курс, а хороший и качественный.
Про педагогику электронного обучения, педагогический дизайн и другие содержательные аспекты сказано много и эта сторона вопроса сейчас активно обсуждается в e-learning-среде.
Мы здесь хотим осветить более прозаическую сторону, но ничуть не менее важную – какие вопросы желательно включить в Техническое Задание для разработки электронного курса при разработке его «под заказ» у стороннего подрядчика.
Первые два вопроса, как ни банально это звучит, это: «Что делаем?» и «Для кого?». Если назвать их более официально, они могут называться как «Тема» и Цели разработки курса», причем цели желательно описывать в категориях типа «сформировать у слушателей знания о…», а цели - в формате «курс предназначен для … (здесь указывается целевая категория, например продавцы, агенты и др.»).
Не лишним будет указать язык курса. Особенно, если компания ведет бизнес в различных странах, чтобы было однозначно указано «русский».
Из специфических требований желательно указать способы распространения курса. Это один из ключевых технических аспектов, описывающий каким образом будет проходить обучение: через систему дистанционного обучения, путем пересылки курса на CD и др. Если электронный курс планируется использовать в рамках системы дистанционного обучения, то желательно указать какой именно, поскольку у каждой из платформ (или LMS: Learning Management System) есть свои особенности, которые необходимо учитывать). Поэтому желательно указать, что курс будет размещен, например в Web-Tutur, Mirapolis Learning Management System или Moodle.
Также желательно указать планируемую модель обучения: будет ли это самостоятельное изучение без тьютора, при котором курс полностью автономен или нет и предполагаемую длительность прохождения электронного курса. Например, 4 часа. Эти подробности необходимы, в том числе и для того, чтобы разработчик мог создать качественную инструкцию для пользователя. Это особенно важно, если предполагается полностью автономное изучение курса.
Кроме того, в ТЗ крайне желательно внести инструмент, который подрядчик будет использовать для разработки курсов. Например, iSpring или Courselab.
Не лишним будет описать в ТЗ порядок и срок разработки курсов. Например, курс разрабатывается в следующей последовательности этапов:
  1. Подготовка пилотной версии курса в шаблоне дизайна и его согласование с Заказчиком (объем пилота – не более 5 слайдов);
  2. Разработка полной версии курса;
  3. Согласование полной версии курса и устранение замечаний;
  4. Передача заказчику итоговой версии курса для установки в СДО
Естественно, необходимо указать срок создания готового курса.
Если разработка курса включает создание пилотной версии, то желательно указать, какие составляющие она включает. Например,
  • пример оформления всех типов слайдов;
  • пример основных видов заданий теста;
  • плеер курса с основной функциональностью.
Обычно Заказчик передает разработчикам материалы, необходимые для создания курса. Чаще всего это элементы корпоративного brandbook. Например, логотипы в растре (*.png).
Если курс состоит из нескольких частей, то желательно в ТЗ это указать, также как и требования к проверке знаний в курсе. Например, «Проверка знаний осуществляется посредством теста, и размещена в соответствующих разделах курса, один тест к каждой теме. Также в заключение курса будет предложен итоговый тест. На прохождение каждого теста обучаемому дается одна попытка».
Не лишним будет формализовать требования к плееру курса. Например, «Плеер выполняется в стандартном дизайне Исполнителя, и должен включать в себя кнопки: Далее, Назад, Начать тему с начала, Глоссарий, Оглавление, Аннотация к курсу».
Отдельно желательно описать требования, предъявляемые к звуковому сопровождению курса. Например, простейший случай: «Звуковое сопровождение в курсе не используется».
Если Заказчик – географические распределенная компания и электронный курс будут изучать слушатели в удаленных филиалах, то необходимо учитывать пропускные возможности Интернета. Для этого формируются требования к ограничениям курса. Например, «Размер загружаемого модуля не должен превышать 50 Мб».
Также желательно указать требования к программному и техническому обеспечению слушателей для корректной работы с курсом. Например, «Минимальные требования для корректной работы с курсом:
  • Разрешение экрана монитора: 1024 х 768 или более высокое;
  • Браузер: Internet Explorer версии 8 или более поздней,
  • Пропускная способность интернет-канала: 256 кбит/сек. или более высокая».
Особенно это актуально для учебных заведений, планирующих привлекать удаленных слушателей.
Не лишним будет указать возможность и допустимость использования курса на мобильных устройствах. Например «Использование курса на мобильных устройствах не предусмотрено». Можно наоборот, указать «Устройства для просмотра: стационарный компьютер, ноутбук, планшет»
Также немаловажной частью ТЗ является описание состава работ Исполнителя, который он выполняет по настоящему договору. Как правило, это:
  • Подготовка иллюстраций для курса;
  • Разработка интерактивных компонентов для курса;
  • Сборка курса;
  • Тестирование и отладка курса.
И в завершение, желательно указать результат работы и форму передачи результата работы заказчику. Например, «Результатом работы Исполнителя является электронный учебный курс, разработанный в инструменте для создания курсов «CourseLab 2.7». Курс предоставляется заказчику в виде проекта CourseLab 2.7 на CD-носителе».
Если все вышеуказанные элементы в ТЗ будут освещены, то вероятность того, что заказчик получит именно тот электронный курс, который он ожидает, существенно повысится, стороны будут довольны друг другом, снизится риск недопонимания, переделок и потенциальных конфликтов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий