пятница, 13 марта 2015 г.

Почему e-learning короче очного обучения?

Автор: Елена Тихомирова

Очный тренинг идет 8 часов. Электронный курс на аналогичную тему может уложиться в 1-3 часа. Как это получается? E-learning хуже, менее глубокий, в нем мало информации? Или же действительно можно сократить 8 часов до 1-3 без потери эффективности?

Если честно, я вообще не люблю сравнивать очное и электронное. Потому что это разные методики, разные форматы и разные задачи, что особенно важно. По сути, это как разные виды спорта, каждый из которых подходит определенным людям, для определенных задач, для разных условий. Мы все время пытаемся сравнить e-learning и очное обучение, а ведь в зависимости от формата люди и учатся по-разному, и воспринимают само обучение совершенно иначе. Тем не менее, вопрос возникает очень часто - как 8 часов становятся 2мя часами?

Возьму для примера свой тренинг по педагогическому дизайну. Идет он 2 дня, с 10 до 18, а иногда до 19. Пусть будет общего времени 16 часов.
  • Утро первого дня уходит на приветствия, представления и общие вопросы - это минимум 30 минут. Да, для людей, которые будут 2 дня работать вместе, это очень важно, особенность формата. 
  • У нас заложено 2 (15 минут) перерыва на кофе и 1 на обед (60 минут). В реальности на кофе уходит минут по 20 (пока все соберутся). То есть 1 час 40 минут. 
  • Около часа за оба дня уходит на обсуждение частных вопросов, которые могут даже не относиться к теме тренинга, но при это всплывают и как тренер я все равно их должна в какой-то форме закрыть. 
  • Запланировано 6 групповых заданий за оба дня. Пока люди соберутся, усядутся и начнут реально работать - около 10 минут на каждом задании вылетает. То есть всего 60 минут. 
  • И еще одна подгруппа всегда будет работать медленнее, чем все остальные. Не потому что плохо работает, а потому что мысль как-то так пошла и потребовала больше времени на обработку. И большая часть группы еще около 5-7 минут на каждом из 6 заданий будет ждать. 
Считаем: 30 минут (утро) + 100*2 минут (перерывы за 2 дня) + 60 минут (сторонние вопросы) + 60 минут (задания) + 30 минут (ожидание) = 6,3 часа. Итого от тренинга осталось около 10 часов, чуть больше половины.
Теперь моя работа:
  • Я могу где-то сказать больше, чем стоило бы, потому что тема мне самой интересна или потому, что я вижу, что кто-то один в группе пока еще не воспринял меня. Пусть это будет лишних 30 минут за 2 дня.
  • Некоторое время у меня все равно уходит на переключение слайдов, презентаций, рисование на доске, переключение между разными инструментами тренера, пусть даже и все у меня лежит под руками. Пусть это будет еще 30 минут. 
  • Иногда может уйти время на то, чтобы кого-то убедить/переубедить, это тоже может быть минут 30. Но считать это не буду, так не каждый раз бывает. 
То есть еще 1 час от тренинга убираем, получается 9 часов. Убирая чисто технические моменты, мы уже получаем примерно половину времени.

И теперь про восприятие: речевые конструкции длиннее письменных, даже просто за счет каких-то отдельных слов. Голосом многие вещи мы рассказываем дольше, чем текстом. При переработке материала в текстовый вид у нас получается меньше, чем то, что мы говорим. Практические задания становятся интерактивными практикумами, который каждый делает самостоятельно, то есть времени на обсуждение не уходит. Тут сразу скажу, что я не говорю о том, что это будет эффективнее, для многих тем именно групповые обсуждения являются наиболее важным элементом обучения. Но уж если мы говорим про курс, то там, то, что в аудитории идет в группе, будет проходить индивидуально.

В результате задания, на которые у меня уходит часа 4 в общей сложности, могут быть в курсе представлены в виде заданий на 1 час выполнения. Или меньше.
И снова комментарий, я не говорю, что очный тренинг не эффективен, когда он идет, то все эти временные задержки и интервалы очень органично вписываются и также нужны для хорошего обучения. Просто в e-learning их в принципе нет. А в расчасовке тренинга мы их учитываем.

Вот и получается, что курс сокращается минимум в 2 раза. То есть 8 часов могут легко превратиться в 4. А потом и в 2, потому что и материал сократиться, и лишние слова уйдут и задания будут короче и автоматизированными.

Для многих оперативных задач компаний такое сокращение количества времени на обучение становится хорошим подспорьем в повышении эффективности. Но и даже при таких приятных возможностях e-learning стоит помнить, что некоторые темы все равно требуют пусть и онлайн, но все равно общения и рассуждения. Просто не стоит думать, что e-learning короче, потому что он хуже. Он просто другой. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий