понедельник, 8 июня 2015 г.

Руководитель дистанционного обучения - что требуется для развития?

Автор: Елена Денисова

Вопрос личностного роста отдельно взятого специалиста по дистанционному обучению для меня довольно сложный: рассматривать самого себя "под лупой", сравнивая с другими в поисках общего знаменателя, согласитесь, крайне затруднительно. Особенно, если твое основное образование не психологическое.

Тем не менее для меня интерес самопознания через призму деятельности все чаще возникает и напоминает о себе. Впервые такой самоанализ мне пришлось провести, когда появилась возможность и необходимость набрать первую свою команду разработчиков электронных курсов. Звучала задача от руководства примерно так: "Нужно найти 3-х таких же менеджеров, как ты!" Честно говоря, такая постановка вопроса привела меня в замешательство - это, что же такое есть во мне, чтобы потребовалось искать в других людях? Да, и нужно ли полное совпадение этого чего-то?

Сейчас в сообществе e-learning России достаточно много хороших специалистов - разработчиков, архитекторов систем, администраторов учебных порталов, педдизайнеров и различных разновидностей универсалов. И уже становится понятным, что и руководителей дистанционного обучения поприбавилось.

К сожалению, как часто это бывает, если специалистов более или менее понятно чему учить (есть даже подробный перечень желаемых компетенций, знаний и навыков), то как из специалиста дистанционного обучения вырастить руководителя - вовсе затруднительно. По крайней мере, кроме общей информации, каким должен быть руководитель в принципе, я не видела и не встречала.

Конечно, можно сказать, что все руководители в принципе своем одинаковы - основные их функции укладываются в цикл управления: планирование, организация, контроль и мотивация. Это все верно. Другой вопрос, какие предметные области знаний следует изучить для полноценного управления? Достаточно ли просто найти нужных людей и немного знать о общем процессе или нужно хорошо разбираться как в теоретическом, так и практическом вопросе? Что вообще должен делать руководитель направления e-learning? и куда ему развиваться дальше?

Эти вопросы имеют неоднозначный ответ, и возможны даже альтернативы. А вот, что является оптимальным вариантом, боюсь, пока этого никто не знает.

Поэтому предоставлю свой вариант развития собственной личности как руководителя вашему вниманию и оценке.

Есть давняя провокационная задачка по менеджменту: "Хороший руководитель - это тот, в отсутствие которого на рабочем месте (по причине отпуска, больничного или даже увольнения) все рушится и не работает, или наоборот тот, у которого в подразделении даже в его отсутствие все работает как часы?"

Моя твердая уверенность в том, что все должно работать вне зависимости присутствия руководителя и даже каких-то "ключевых" специалистов. Если система процесса выстроена правильно, то и вмешательство в ее работу должно быть минимальным - опциональным, в случае каких-то изменений (например, увольнения одного из членов команды или сокращении команды по каким-то внешним причинам). Но тогда возникает часто вопрос - а что делать руководителю, если большая его часть времени высвобождена?

Конечно, функция планирования остается на нем, хотя и занимает не так много времени - основной План работ разрабатывается на год вперед. Организация требуется минимальная, так же как и контроль. В хорошей системе и мотивации выделено определенное, практически, фиксированное время. В итоге временные ресурсы значительно высвобождены. Но это не значит, что руководителю заняться не чем. 

В отсутствие руководителя система будет работать как часы, пока есть завод, а его завод может стремится к бесконечности, но при этом работать стабильно, не ухудшаясь, но и не развиваясь дальше. Для дальнейшего развития необходимо прямое участие руководителя или лидера функции. Для этого необходимы не только навыки хорошего специалиста e-learning, но и навыки стратегического или системного мышления, где перспективы развития постоянно проявляются по мере приближения к "горизонтам" развития e-learning (да, и не только e-learning).

Какие же компетенции, навыки умения (и не только) нужно развивать в себе для дальнейшего личностного роста и развития своей команды, это открытый вопрос! В последнее время я часто задаю его себе. Вернее, мое развитие идет своей траекторией, и ее я серьезно не пыталась как-то формализовать, но идея зреет.

Всегда Ваша,
Денисова Елена,

Комментариев нет:

Отправить комментарий