понедельник, 3 апреля 2017 г.

Почему мы критично заявляем, что в обучении не было ничего нового?

Автор: Марина Литвинова


Почему мы критично заявляем, что в обучении не было ничего нового?

Такое заявление встречается довольно часто.
И это мешает нам учиться.

А ведь можно учиться и на том, что мы уже знаем.

Да, на этом тоже можно учиться.

Мы сами, те, кто учит других, присутствуя на различных мероприятия, очных и дистанционных, позволяем себе критично сказать, что тут не было ничего нового для меня (не понравилось, не на ту аудиторию рассчитано, зря потеряно время ... продолжайте сами варианты).

Наши ученики, для которых мы создаем курсы, программы и строим системы обучения в компаниях, также довольно часто заявляют (в анкетах обратной связи, во впечатлениях и рассказах коллегам), что ничего нового не узнали (я и так это знал, мне достаточно опыта чтобы работать без этих курсов/тестов, кто вообще пишет эту "фигню").



Все люди, читая статьи, книги, просматривая какие-то видео-лекции, часто могут оставить комментарии "ничего нового", "Америку не открыл", "это все уже было кем-то сказано", "зачем писать такие книги", "некачественно снято, плохо озвучено и криво написано". 

Что это такое: констатация факта высокого уровня наших знаний или просто критика?
Да ладно, это не важно, хотя разобраться можно и в этом, и еще долго подискутировать. Но я хочу перевести эту идею в полезное русло.

Есть такая формула получения знаний по определенной теме:
- из всей информации по этой теме есть то, что я знаю и то, чего я не знаю,
- из того, что я знаю, есть то, что я использую, и то, что я не использую,
- из того, что я использую, есть то, что у меня получается, и то, что не получается.

Как видите, исходя из этой формулы у вас всегда есть три уровня познания:
- учить то, чего не знаете,
- использовать то, что уже знаете,
- тренировать/отрабатывать то, что используется.

И я добавлю еще один уровень - осмысливать то, что вы знаете, используете и отрабатываете.

Посмотрите на эти уровни. Если помнить о них, то разве можно сожалеть о том, что не получили нового потока информации? Потребность в новой информации это все еще привычка времени, когда у нас не было достаточно простого доступа к ресурсам. Сейчас же мы страдаем от информационной перегрузки и учимся ориентироваться в этих потоках. Так почему мы тогда сожалеем, что обучение не дало нам новой порции информации? 

Почему мы не смотрит на то, что еще может дать обучение: 
- понять как использовать,
- натренировать,
- осмыслить?

И переосмыслить. Попробовать посмотреть с другой стороны.

В ситуации, когда не было такого количества информации, люди учились переосмысливать свои знания.Обдумывали одну и ту же мысль, проводили один и тот же опыт, перечитывали одну и ту же книжку. И находили что-то новое. 

Как давно вы перечитывали одну и ту же книгу? Мы сейчас даже детей не учим играть одной и той же игрушкой, придумывая все новые манипуляции. Вместо этого мы покупаем все новые и новые игрушки, которые быстро надоедают. Ведь ребенок не понимает, что еще с ней можно сделать, как еще играть, с чем скомбинировать, как перевернуть, переосмыслить, придумать. Этому тоже надо учить. И маленьких деток. И взрослых людей. 

Как учить взрослых людей переосмысливать?

К примеру, можно просто взять эту идею на вооружение. Для себя. В начале года мне так понравилась одна книга, что я как только завершила ее чтение, тут же вернулась к первой странице и начала читать снова, и теперь уже делать пометки. Эта книга настолько проникла в мою голову, что я очень много переосмыслила, поменяла, упорядочила и настроила в своей жизни. Мне понравилось само это состояние, когда погружаешься в одну тему, атмосферу, внутри которой появляются новые мысли, идеи. При том, что начальное знание я получила в течение месяца (первое прочтение книги), я еще несколько месяцев находилась в эйфории. Перечитывала, делала пометки, практиковала, снова переделывала, находила книги близкой темы, читала, что-то снова совершенствовала, находила необычные способы применения этой темы. Я совершенно забыла это состояние пере- (осмысление, делание, думание) и мне понравилось его вспоминать.

Когда вы сами готовы переосмысливать информацию, можно переходить к обучению других этому навыку. 

Про детей выше я уже писала - это очень важный момент научить по-разному играть одной и той же игрушкой. И не только для семейного бюджета. Так вы в целом растите человека, который учится фантазировать ирасширять свои границы восприятия еще с этапа детских игр. 

Что касается наших учеников в компаниях, для которых мы организуем онлайн-обучение, то привнесите в курсы, вебинары - элементы переосмысления информации:
- дайте возможность и время подумать, 
- разделите обучение на этапы, между которыми можно проанализировать знания, 
- дайте запомнить и повторить, 
- верните к изученному материалу, 
- покажите другой способ применения полученных знаний,
- попросите придумать свой собственный способ, 
- попросите поделиться своими идеями.

Попробуйте по-другому посмотреть на приемы в разработке электронных курсов, которые сейчас применяются. Среди них очень мало встречается заданий на переосмысление, запоминание и вспоминание. Хорошо, если есть просто отработка практики. 

Это не просто философия. Мы все постоянно бежим и нам некогда переосмысливать, некогда читать одну и ту же статью, когда ежедневно появляются новые. Мне кажется, что это очень важный момент в нашем отношении к новому. В нашем отношении к знаниями. И тогда, когда они принимаются как новая порция информации. И тогда, когда они уже нам знакомы. 

Если для вас в обучении не было ничего нового - это не должно огорчать. А вот если вы не смогли из этого хоть что-то переосмыслить, то это уже не очень хорошо. Потому что тогда вы потеряли время и возможность.А она была.

Вспомните об этом в следующий раз, когда вас огорчит отсутствие новизны в потоках информации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий