четверг, 8 июня 2017 г.

Эффективные способы обучения (по материалам курса Learning How to Learn на coursera)

Автор: Евгений Демшин

После окончания курса Learning How to Learn на coursera.org решил сделать краткий конспект. В этом посте узнаете, как учиться с максимальной отдачей, запоминать больше, бороться с прокрастинацией, а также о пользе сна.

Открытие Германа Эббингауза

Эббингауз изучал особенности человеческой памяти, как человек забывает только что изученный материал. В результате экспериментов выяснилось, что уже в течение первого часа забывается до 60% полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остаётся 35%. Далее процесс забывания идёт медленно, через 6 дней в памяти остаётся около 20%. Удручающие цифры. Моя память ещё хуже: 90% прочитанной книги я забываю, как только заканчиваю читать последнюю страницу. Хорошая новость в том, что есть надёжные методы сохранения информации в памяти.

Режимы работы мозга



Мозг человека использует два режима: сфокусированный и рассеянный. Оба важны для запоминания, обучения и принятия решений. 

Сфокусированный режим задействуется при решении задач, в которых уже есть опыт и алгоритм действий понятен. Мозг погружается в процесс, происходит отключение внешнего мира, используются накопленные знания. Так выполняется большинство рутинных дел. Но если мозг сталкивается с задачей, для которой нет подробной инструкции, то происходит ступор — решить её в фокусированном режиме не получится. Чтобы найти решение новой проблемы, необходим широкий взгляд на вопрос. Для этого нужен рассеянный режим.

В рассеянном режиме обдумывание проблемы происходит неосознанно. Когда ты не думаешь о проблеме, мозг продолжает поиск решения, выстраивая новые связи между знаниями из разных областей. Такой подход часто приводит к неожиданным и оригинальным решениям. Но для эффективной работы этого режима нужно чтобы в голове было что соединять. Поэтому сначала над проблемой работают сфокусировано, а потом переключаются в рассеянный режим.

Для написания этого поста я прошёл курс в фокусированном режиме, сделал конспект. В рассеянном режиме составил структуру текста и связал уже известные мне знания (про Германа Эббингауза и его открытие) с новой информацией. Набросал черновик и в фокусированном режиме отредактировал текст.

Переключаться между режимами помогают спорт и сон. Самая приятная новость — сон способствует изучению материала. Во время сна клетки мозга сжимаются, а межклеточная жидкость вымывает токсины, вырабатываемые во время бодрствования. И главное, во сне мозг занимается строительством новых нейронных связей и повторяет заученную информацию. Поэтому повторение материала перед сном — хорошая идея.

Во время выполнения физических упражнений высвобождаются ресурсы мозга для поиска новых решений и запоминания информации. Кроме этого, установлено, что во время бега в гиппокампе формируются новые нейроны, а чем больше нейронов в головном мозге, тем больше объём памяти.

Как происходит обучение



Для успешного изучения материала необходимо выполнение двух условий: разбить информацию на блоки и переписать её из краткосрочной в долгосрочную память.

Краткосрочная память похожа на школьную доску: объём ограничен, качество записи плохое, легко стирается и не гарантирует понимания. Эта память нужна для работы над текущей задачей, но бесполезна при длительном хранении.

Чтобы запомнить информацию, её необходимо сохранить в долгосрочной памяти. Это гигантский склад практически бесконечного объёма. В таком количестве информации легко заблудиться. Чтобы находить требуемую информацию быстро, нужно правильно упаковывать и раскладывать по полкам.

При изучении новой темы полезно разбить её на блоки. Разобравшись с одним блоком, переходить к следующему, постепенно складывая картинку в единое целое. 

Блоки информации хорошо усваиваются при соблюдении следующих условий:

1. Сфокусированное внимание. Отключить внешние раздражители — телефон, интернет.
2. Понимание основной идеи. Если что-то не понятно, разобраться поможет аналогия.
3. Ключевой момент — практика. Аккуратно упаковать и положить на полку недостаточно.

Важно запомнить путь к стеллажу, где лежит информация. В этом помогает повторение материала или использование знаний на практике.

Для длительного запоминания Эббингауз рекомендует:
  • Первое повторение (Cразу после чтения)
  • Второе повторение (Через 20–30 минут после первого повторения)
  • Третье повторение (Через 1 день после второго)
  • Четвёртое повторение (Через 2–3 недели после третьего)

Изучать нужно с перерывами. Лучше растянуть процесс на неделю по 30 минут в день, чем в один день зубрить 4 часа. Перерывы дают мозгу время на обработку и запись новой информации.

Высшей ступенью обучения является понимание. Объединившись, блоки складываются в общую картину, происходит понимание сути. Весь объём полученных знаний кодируется одним понятием. Теперь не нужно вспоминать кучу деталей и впихивать их в кратковременную память. Достаточно вспомнить одно понятие, к которому подключены знания, связанные с ним.

Изучая фотографию, важно разобраться с экспозицией, как получать нужную яркость. Для этого придётся разобраться с диафрагмой, выдержкой, ИСО, динамическим диапазоном. Каждый термин — отдельный блок информации. Вначале сложно контролировать одновременно все, приходится вспоминать, за что отвечает каждый параметр. Но когда вы разберётесь с каждым параметром и получите практические навыки, между блоками установится связь. Теперь знания готовы к кодированию общим понятием «экспозиция». С этого момента при съёмке есть одна задача — получить правильную экспозицию, конкретные параметры выставляются автоматически.


Ловушки обучения

1. При перечитывании конспекта лекции или книги возникает иллюзия знания материала. Гораздо эффективнее вспоминать пройдённое или прочитанное.
2. Не бойтесь ошибок. Каждая разобранная ошибка улучшает понимание.
3. Изучение в группе эффективней, чем самостоятельное, но при условии личного участия в обсуждении. Задавать вопросы — хорошо.
4. После длительного изучения материала может наступить момент, когда структура знаний рассыпается и будет казаться, что ничего непонятно, количество ошибок возрастёт. Это хороший знак. Мозг приступил к формированию нового понятия. Просто продолжайте, через некоторое время случится качественный прорыв.


Борьба с прокрастинацией



Скучная задача воспринимается мозгом болезненно. В буквальном смысле — стимулируются болевые рецепторы. Мозг стремится избавиться от боли переключением внимания на более приятные занятия: сёрфинг в интернете или просмотр нового сериала.

Перехитрить мозг просто. Оказывается, через 25 минут сопротивление и неприятные ощущения уходят. Чтобы продержаться 25 минут, исключите отвлекающие предметы — отключите телефон и найдите тихое место.

Может помочь изменение цели — не выучить параграф, а заниматься 25 минут. Фокусироваться на процессе, а не результате.

Чередуйте занятие и отдых — 25 минут занятие (фокусированный режим) и 5 минут отдых (рассеянный).

Назначьте награду. Если справитесь и продержитесь — час побалуйте себя чашкой кофе, прогулкой в парке или игрой на приставке.


Резюме

Изучайте блоками
Эффективнее заниматься малыми порциями ежедневно, чем зубрить в один день до победы.

Отдыхайте
Высыпайтесь. Занимайтесь спортом, даже регулярные прогулки в парке помогут изучению.

Повторяйте
Возвращайтесь к пройденному материалу. Не перечитывайте конспекты, старайтесь вспоминать изученную информацию.

Продержитесь 25 минут
Занимаясь неприятным, делом установите таймер. Неприятные ощущения пройдут и работа пойдёт как по маслу.


Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий